Выпускники не хотят сдавать профильную математику?

02.02.2016

Закончился прием документов на ЕГЭ 2016 года. Общих итогов пока нет. Но в некоторых регионах результаты уже известны. Так, в Москве профильный экзамен по математике выбрали 68 процентов. В прошлом году таких было почти 72 процента. Это значит, что количество потенциальных абитуриентов в технических вузах снизится.
- Не страшно, что профильную математику выбрало чуть меньше учеников, - говорит руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко. - Для нас самый важный показатель - сколько выпускников получат хорошую оценку на экзамене.

По мнению Ященко, без конкурса технические университеты не останутся. В престижном МФТИ, например, конкурс обычно не такой уж высокий. Зато средний балл абитуриентов по каждому из трех предметов - 94.

С тем, что в снижении интереса к профильной математике нет ничего страшного, согласна и зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. В прошлом она - директор школы, и, по ее словам, примерно 30 процентов выпускников выбирают ЕГЭ по случайному принципу. Учителя называют таких школьников - "не определившиеся". Они могут пойти на профильный экзамен, но это вовсе не значит, что потом они будут поступать в технический вуз.

- Если мы хотим заинтересовать техническими вузами, то среди этих 30 процентов надо вести профориентационную работу, - предлагает Мануйлова.

А вот некоторые вузовские педагоги думают иначе. Валентин Бутузов, автор школьных учебников, преподаватель математики на физическом факультете МГУ, считает, что школы дают слишком низкие знания по этому предмету. Отсюда - отсутствие интереса к профильному ЕГЭ и инженерным вузам. И профориентация тут вовсе ни при чем.

- На физфак мы берем 400 человек. Примерно 100 человек во время сессии получают двойки по математике, чего никогда не было. Снижается общий уровень знаний по всем точным наукам. Я 12 лет преподавал геометрию в СУНЦе при МГУ (Специализированный учебно-научный центр им. Колмогорова). Если в 2002 году в каждом классе было 5-6 вундеркиндов, то сегодня таких не больше одного в классе.

По мнению Бутузова, остро стоит вопрос с подготовкой квалифицированных учителей математики. Есть претензии к программам по этому предмету. "Была опасная мысль объединить алгебру с геометрией, - рассказывает Валентин Бутузов, - Нельзя этого делать. Геометрия - отдельный предмет, который приучает мыслить. Большой вред этой дисциплине нанесло ЕГЭ. Вопросов по геометрии в заданиях почти нет. А они нужны".

Что необходимо сделать, чтобы заинтересовать учеников математикой? Открыть как можно больше специализированных школ при университетах и институтах, в том числе научных. Нужны нестандартные подходы к преподаванию математики в школах. "Почему бы не попробовать делить классы на математике на две группы, чтобы учителю было легче работать?" - предлагает эксперт. Одно дело, когда у тебя 25 человек, совсем другое - 10 или 12. В СУНЦе, кстати, так и поступают. Еще одно предложение вузовского сообщества - готовить будущих учителей не в бакалавриате четыре года, а в специалитете или магистратуре.
Источник: РГ
Фото: www.youtube.com