Что дают подросткам бизнес-школы и стартап-лагеря

03.10.2014

 

Элисон и Меган Гейл, однояйцевые близнецы, попали в этот летний лагерь в прошлом году в возрасте 17 лет. Традиционные занятия молодежи — посиделки у костра, каякинг и пешие походы — были не для них. Они не вылезали из экскурсий — на завод Tesla Motors, в офис Google… Итогом поездок стали бизнес-планы и доска визуализаций (она же «карта желаний», «доска мечты» — коллаж из картинок и надписей, визуализирующий цели, к которым стремится человек). Лагерь, как вы понимаете, был необычным — это был стартап-лагерь для будущих предпринимателей, расположенный в Кремниевой долине.

Та поездка настолько вдохновила двойняшек, что этим летом они решили стать помощниками в подобном лагере, который организован в Оксфорде.

«Когда бизнесу тебя учат люди, в жизни применяющие те же самые знания, которыми делятся с нами, все выглядит куда реалистичнее, — говорит Меган. — Бизнес больше не кажется оторванным от реальности». Стартап-лагерь — один из многочисленных проектов, предоставляющих тинейджерам (а порой и более молодым ребятам) возможность узнать побольше о прибылях и убытках, корпоративной социальной ответственности и лидерстве.

Ни одна из сестер не интересовалась бизнесом до лагеря. Туда они пошли ради строчки в CV — такая запись выделила бы их из толпы сверстников при приеме в вуз. А их родители, оба бывшие сотрудники Apple, верили, что дочерям пора поближе познакомиться с бизнес-планами и создателями известных компаний. Если это не увлечет детей идеями своего дела, то как минимум поможет принимать карьерные решения.

Навыки экономической самообороны

Джолин Годфри — гендиректор и основатель Independent Means. Эта компания специализируется на финансовом образовании детей и их родителей. Стартап-лагерь — ее проект, где за 2500 фунтов стерлингов 14-18-летние десять дней живут и постигают основы бизнеса. Годфри уверяет, что современный мир требует от детей финансовой грамотности, уверенности в собственных силах и предпринимательской жилки.

«Навыки экономической самообороны — вот в чем нуждаются дети. Мы вооружаем и оберегаем их, — Годфри уверяет, что любой человек должен быть подкован в бизнесе. — Не только финансисты, но вообще все желающие оставаться независимыми. Это нужно даже детям, которые собираются стать поэтами».

Того же мнения придерживаются Майкл и Пегги Гиббс, чей лагерь BizSmart располагается в Кремниевой долине и рассчитан на 11-15-летних. Пегги Гиббс раньше работала топ-менеджером некоммерческой организации. Она уточняет, что цель лагеря — не столько сделать из детей предпринимателей, сколько «обучить их действовать в состоянии неопределенности — каждому это нужно уметь, чтобы обеспечивать себя». В пример она приводит своего зятя, который работает музыкантом, но знания о том, как продавать товар, очень ему пригодились.

В лагере BizSmart программа не особо отличается от той, которую психолог Майкл Гиббс преподает взрослым в General Electric. Он предпочитает методику LDCA («научись — сделай — проверь — действуй»), основанную на рекомендациях американского консультанта по менеджменту Деминга Уильяма Эдвардса. Подростки вынуждены разбираться в невыдуманных проблемах реальных компаний. Например, как расширить ассортимент, создать прототип и разработать модель финансирования. Они работают в командах и примеряют на себя роли финансового директора, менеджера проекта и т. д., чтобы получить различные навыки. «Подросткам нужны умения из реального мира», — говорит Гиббс.

Девушки составляют около 40% аудитории, но процентов 60 ролей топ-менеджеров достается именно им. «В этом возрасте они более зрелые, чем парни», — объясняет Гиббс. Не слишком ли велико давление на неокрепшие умы в лагере? Гиббс сознается, что его это беспокоит, как и амбициозные родители, перегружающие своих чад разными предпринимательскими тренингами. По мере сил они стараются не брать таких учеников, предпочитая, как шутят Гиббсы, подростков с фактором zog (аббревиатура от zest, optimism and grit — «энтузиазм, оптимизм, упорство»).

Проблема и с нынешней системой образования. Британское правительство пытается дать подрастающему поколению прикладные знания и продвигает финансовую грамотность как одну из важнейших дисциплин в школе. Гиббсы намерены пойти еще дальше — основать частную школу, где преподают предпринимательство. «Есть много детей, которым не следовало бы поступать в университет. Вуз — это не для всех. И мы делаем большую ошибку, пропихивая их туда», — говорит Гиббс.

Считается, что высшее образование — хорошая возможность получить необходимые знания и опыт перед началом карьеры. «Но не сказал бы, что диплом сильно повышает вашу стоимость. К тому же вуз — слишком дорогое средство развлечения», — говорит Гиббс.

Это мнение вполне разделяет Дэвид Фаган, владелец Icon Builder Media — маркетинговой компании из Беверли-Хиллз. Этим летом он запустил бизнес-лагерь для подростков, $3000 за смену: «Школа — напрасная трата времени для многих детей. Им нужно изучать то, что действительно важно и за что люди готовы платить». У Фагана нет диплома о высшем образовании. Зато есть восемь детей. Он призывает родителей инвестировать не в образование, а в бизнес-идеи своих отпрысков.

В обучении подростков хорошо то, что они очень творческие и открыты новым идеям, уверяет Гиббс: «У них от идей пухнет голова. Самоограничения им еще не ведомы. Так что они расширяют границы возможного».

FT, 12.09.2014, Антон Осипов
Источник: Ведомости
Фото: Fotolia/PhotoXPress