Налог на тунеядство: почему Россия не Белоруссия

19.05.2016

Минтруда вновь заговорило о планах ввести так называемый налог на тунеядство. «Коллеги наши из Белоруссии, может, поделятся опытом, у них серьезнейшие инновации произошли, — заявил по этому поводу замруководителя министерства Андрей Пудов. — Мы пока эту тему обсуждаем».

Поскольку конкретных предложений еще не высказано, хотя сама идея раз за разом всплывает в выступлениях членов кабмина, пребывая на уровне обдумывания (притом что еще в феврале глава Минтруда Максим Топилин уверял, что никаких подобных предложений не рассматривается), мы решили помочь чиновникам и рассказать, что произойдет, если белорусский пример окажется заразителен и будет-таки перенесен к нам.

Трудности перевода

Первое открытие ждет нас при попытке обратиться к упомянутому белорусскому опыту — оказывается, никакого особого опыта по применению «серьезнейшей новации» у Минска пока нет. Закон хоть и принят весной 2015 года, но оплатить свое «тунеядство» белорусы должны лишь к 15 ноября 2016-го. По этой причине даже приблизительных данных о собираемости налога, о размере отчислений и о прочих формальностях нет и не будет до конца года. А делать выводы о влиянии налога на социально-экономическую ситуацию в РБ и вовсе можно будет не ранее конца 2017-го.

Так что приложить практику к нашим реалиям пока можно лишь в формате шаблона, переведя белорусские показатели в российские аналоги.

Согласно закону, каждый белорус, «участвующий в финансировании госбюджета» меньше 183 дней в году, обязан выплатить стране налог в 20 так называемых базовых величин. Размер базовой величины — 210 000 местных рублей; в пересчете на российскую валюту это примерно 710 рублей. Соответственно, годовой платеж выльется в 14 280 рублей. Исключение сделано для творческих деятелей при условии их членства в государственных творческих союзах, для владельцев зарегистрированных личных подсобных хозяйств и родителей детей в возрасте до 7 лет.

В РФ аналога белорусской базовой величины нет, так что мы для пересчета воспользуемся величиной-посредником — удобнее всего МРОТом. Белорусская минималка составляет 2,5 млн рублей в месяц, это 8,5 тысячи на наши деньги. Годовой доход, рассчитанный на ее основе, — 30 млн «зайчиков». Соответственно, годичный налоговый платеж 4 200 000 белорусских рублей составит 14% от этой суммы.
Российский МРОТ с 1 июля должен подрасти до 7,5 тысячи рублей. Итого при годовом доходе 90 000 рублей 14-процентная доля налога составит 12 600 рублей.

Сомнительный профит

Официальных безработных в РФ, по майским данным, 1 051 863 человека. Но их закон не коснется: они сами получают от государства пособие. Нет, адресаты новшества — это работяги теневого сектора, которые упорно не желают признаваться государству, где они трудятся и сколько получают.

Таких «трудовых партизан», по данным Максима Топилина, в РФ около 15 млн человек. Представим, что стране удалось обеспечить стопроцентную собираемость налога. Это даст казне 189 млрд рублей.

Много это или мало? На первый взгляд, сумма выглядит солидно. Но сравним ее с суммами, которыми реально оперирует государство. Расходы на медицину (традиционно не самая крупная для РФ статья бюджета) в этом году составят 2 трлн рублей. В сравнении же с общим объемом запланированных на этот год доходов (13,7 трлн) и расходов (около 16 трлн) поступления от налога и вовсе выглядят несерьезно.

Для сравнения: вывод в 2015 году из тени всего 10% «серых» зарплат должен был принести государству 311 млрд рублей дополнительных поступлений. Как говорится, почувствуйте разницу.

На роль палки, которой государство наконец погонит граждан из теневой экономики, новый налог тоже не годится. Ставка 14% немного выше НДФЛ, но заметно меньше, чем суммарный размер платежей по НДФЛ, взносам в ПФР и фонд медстрахования. К тому же большинство граждан платят налог не с минимальной зарплаты, а с реального заработка, который обычно значительно выше. Так что россиянам с высоким доходом по-прежнему будет выгодно работать без оформления, платить налоги, не указывая источников поступления средств, и с чистой совестью пользоваться социальными благами. Зато для тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах, 12-тысячный сбор может оказаться переламывающей хребет соломинкой.

Заплатил налоги — голодай спокойно

Представим, что налог в РФ заработал со вчерашнего дня. Александр Лукашенко свой декрет по борьбе с социальными иждивенцами тоже оформлял задним числом. Как изменилась жизнь граждан?
Бедные стали еще беднее. По данным Топилина, за чертой бедности живут около 19 млн россиян; из них 70% приходится на семьи с детьми. Значительная часть таких граждан трудится сезонно, без оформления бумаг, то есть с точки зрения закона они являются тунеядцами. Оказавшись в конце года перед дилеммой — заплатить налог или купить детям еды, они сделали очевидный выбор и превратились в налоговых преступников.

Чрезвычайно интересен вопрос, кто и как занимается отслеживанием уплаты налога. Даже Белоруссия с населением 9 млн рискует больше потратить на работу контролеров, чем получить по результатам эксперимента. А для 140-миллионной России это еще более острая проблема. Ситуация может измениться после повсеместного внедрения электронных карт, которые будут для граждан и паспортами, и безналичными кошельками; однако чисто технически до такой жизни наша страна дойдет еще нескоро.

Русское поле экспериментов

Неоднозначны и последствия введения налога для регионов. До сих пор в РФ существует явный перекос: есть области-работяги с относительно низкой безработицей, худо-бедно работающим производством и высокой налоговой собираемостью; и дотационные субъекты с огромным количеством социальных иждивенцев, десятилетиями сидящие на трансферах из федерального центра.

В среднем по стране безработица (подсчитанная по международной методике) составляет 6,3%. При этом в Москве работы не имеют всего 1,8% трудоспособных граждан, во Владимирской области — 6%, на Камчатке — 3,8%. А вот в Дагестане безработных — в кавычках и без — наберется уже 11,6%, в Ингушетии — 30,8%, в Чечне — 16%, в Карачаево-Черкесии — 15,2%.

Казалось бы, вот он, момент истины! С помощью «тунеядского налога» можно взбаламутить болото застойных региональных экономик, заставив его не слишком трудолюбивых обитателей шевелиться.

Однако нет, опыт подсказывает, что выйдет как раз наоборот. Сбор будут исправно платить области с высокой финансовой дисциплиной, а бездельники и лентяи продолжат паразитировать на федеральных трансферах.

Это уже доказано. Так, член президиума «Опоры России» некто Юрий Савелов заявил, что он «за принятие этого закона, но он очень сложный и тонкий, можно наломать дров. Давайте пару возьмем губерний и через их законодательство попробуем его отработать». Внимание, не абстрактных «регионов», а губерний! То есть экспериментировать будем на русских областях, оставив паразитирующие на них республики за скобками.

За примерами далеко ходить не нужно: в 2013-м долги Северокавказского региона за потребленный газ выросли до 50 млрд рублей, составив половину недоплаты по стране. Публикация этих данных вызвала большой скандал, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ввести предоплату за жилье и коммунальные услуги, профильные компании попросили Москву обеспечить оплату поставляемой энергии... Прошло три года, и в марте 2016-го оказалось, что долги Северного Кавказа за газ выросли еще на 7 млрд и вновь составляют половину недоимок по стране. Как говорится, воз и ныне там. Так же будет и с налогом на тунеядство: платить его заставят тех, кому негде работать, а не тех, кто не хочет.

***

Налоги и сборы — инструмент, позволяющий государству решить часть проблем, но отнюдь не волшебная таблетка от всех бед экономики. Единственный эффективный путь для государства — это выстраивание мощной самодостаточной экономики. Начнет развиваться производство, улучшатся социальные гарантии — и люди, которые пока не находят себе в экономике места, выйдут на свет. Не потому, что им будут грозить налоговой палкой, а потому, что гулять под солнцем выгоднее и приятнее, чем сидеть в тени.
Источнки: Русская планета
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС