Нобелевская премияпо экономике — за изучение олигополий

14.10.2014

Нобелевскую премию по экономике, точнее, премию Банка Швеции имени Альфреда Нобеля, получил вчера Жан Тироль, научный руководитель Института экономики промышленности Университета социальных наук Тулузы.

Шведская академия отметила Тироля «за его анализ рыночного влияния и регулирования». За этой формулировкой стоят исследования, выглядящие крайне актуальными для российской экономики. Две главные темы исследований Тироля — регулирование олигополий, отраслей, в которых доминируют несколько крупных компаний, и «теория коллективных репутаций», описывающая действие репутационных механизмов как инструмента противостояния коррупции.

Пока Тироль не «объяснил, как понимать и регулировать сферы промышленности с несколькими доминирующими компаниями» (также формулировка Шведской академии), считалось, что все такие сферы подчиняются более или менее одинаковым правилам и бороться с олигополиями можно установлением потолка цен и запретом кооперации между конкурентами. Но Тироль показал, что эти общие правила не универсальны: принудительное ограничение цен далеко не всегда препятствует получению сверхприбылей, кооперация крупных компаний вредна для рынка, когда речь идет об установлении цен, но полезна при создании, например, патентных пулов.

Классические теории конкуренции в данном случае не очень помогают. Зато помогает теория асимметричной информации, разработанная Джорджем Акерлофом, который в 2001 г. получил за это Нобелевскую премию. Тироль применил для исследования таких рынков теорию игр, просчитывая с помощью математических моделей возможное поведение хозяйствующих субъектов в той или иной ситуации.

Он показал, как регулирование должно приспосабливаться к специфике отрасли и как государству эффективнее организовывать существование на рынке крупных компаний без вреда для конкурентов и потребителей. По мнению Андрея Яковлева из ВШЭ, изучение работ Тироля позволило бы избежать многих проблем в системе госзакупок. В частности, фактор низкой цены, как писал лауреат еще в начале 1990-х гг., работает только при закупке простых товаров и услуг, при отборе более сложных изделий и продуктов ключевым фактором становится качество и репутация производителя товаров и услуг.

Тироль также разрабатывал проблему завышения стоимости железнодорожных перевозок и подключения к электрическим сетям, рекомендовал потребителям бороться с монополистами, требуя от них совместно с государством максимального раскрытия и обоснования каждого тарифа.

Впрочем, олигополии Тироля живут по экономическим и информационным законам, в которых поведение игроков определяется эффективностью и взаимной выгодой. Их «асимметрия» определяется объективными рыночными факторами. В ситуации российских олигополий, когда большую часть корпоративного сектора составляют госкомпании либо компании, полностью зависящие от госаппарата, эта асимметрия слишком велика, чтобы подчиняться экономическим законам.

Авторы: Николай Эппле, Павел Аптекарь

Источник: Ведомости

Фото: Andrew Harrer/Bloomberg