Существует три фактора, мешающих руководителям осознанно действовать на рынке труда.
1. Мифы, шаблоны восприятия
Один успешный руководитель департамента по персоналу крупной компании посетовал, что, по-видимому, никогда не сможет быть HR-директором и ему в его 35 лет нужно думать, как жить дальше. «HR-директор - человек публичный, яркий, харизматичный, - аргументировал он, - душа компании, зажигает на всех корпоративных мероприятиях и все время в центре внимания». Насчет центра внимания, возможно, и так, но HR-директор - носитель конфиденциальной информации, в том числе и о перемещениях в компании. Много успешных HR-директоров, напротив, стараются стать серыми кардиналами и именно поэтому часто выигрывают в корпоративной борьбе. В ходе беседы выясняем, что ролевая модель построена руководителем департамента исключительно на примере нынешнего руководителя.
Совет первый. Когда вы думаете, какую должность хотели бы занять, в последнюю очередь используйте в качестве образца непосредственного руководителя. Изучите требования к должности и позиции в компаниях-конкурентах или в других отраслях. Найдите 10 отличий от той роли, которую играет известный вам человек, потом ищите сходства. Сверьте наблюдения с теорией. Деперсонификация позволит найти собственную модель поведения, действовать более свободно и, скорее всего, не повторять ошибок, которые каждый совершает.
2. Культурный шок
Обсуждали карьерный путь директора по продажам. Все у него шло хорошо в западной компании. Обсудил с руководством перспективы своей карьеры, и показалось, что два года до следующего повышения в должности - слишком долго. Пошел на рынок, полностью уверенный в своих силах, с идеей, что все компании живут почти так же и играют по правилам. Нашел должность директора по развитию в российской производственной компании со слабо структурированным управлением и менеджерами - членами семьи акционера. Благополучно ушел сам. Осталось чувство неуверенности в своей способности руководить.
Совет второй. Мысленно вернитесь на шаг назад. Вспомните достижения на предыдущем месте работы. Переговорите с людьми из прошлого. Соберите рекомендации бывших коллег - они помогут вам вспомнить себя успешного. Когда ваш портрет положительного героя готов, познакомьтесь с отзывами о работе в компании, где жизнь не удалась. Поговорите со знакомыми рекрутерами, консультантами. Проанализируйте ситуацию без эмоций, постарайтесь понять, насколько ваш неуспех определили обстоятельства. Составьте картину событий, в которой вы - молодец (пусть даже оценка завышена), и начинайте поиск новой работы.
3. Влияние обстоятельств
Одна знакомая, начиная с кризиса 1998 г., как только возникали сложности в стране, меняла работу на более рискованную с точки зрения дохода. Не специально, так складывались обстоятельства, а она их использовала, чтобы развиваться. Как показывает ее опыт, уход получался своевременным, она оказывалась в выигрыше. Что стало фактором успеха? Настрой на развитие компетенции, знание рынка и знание ситуации в профессии, готовность жертвовать деньгами ради дела.
Совет третий. Не считайте, что экономическая ситуация определяет вашу судьбу. Экономика - это обстоятельства, они не говорят, куда двигаться. Ориентируйтесь на то новое, что вы узнали, что сделали на этой работе; думайте, какими еще знаниями вы можете овладеть. Но все-таки следите за экономической ситуацией, чтоб понимать, в какие сферы точно нельзя идти. Не уходите в никуда, всегда используйте открывающиеся возможности.
Источник: Ведомости
Фото: pixabay.com