Впрочем, помимо предпенсионеров в Санкт-Петербурге есть и другие категории граждан, которые испытывают объективные сложности при поиске работы.
Это, например, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, беженцы и вынужденные переселенцы, освобожденные из заключения в течение первого года выхода на свободу. Именно для них и будут резервироваться рабочие места. Законопроект предполагает, что квотирование рабочих мест будет осуществляться на предприятиях разной формы собственности, в том числе - и частной.
- Подтверждением выполнения квоты послужат заключенные трудовые договоры или обращение работодателя в службу занятости с просьбой организовать содействие в подборе необходимых сотрудников, - пояснилпредседатель комитета по законодательству Заксобрания Денис Четырбок. Ответственность за несоблюдение этой нормы законодатель пока не устанавливает, а информирование потенциальных работников, которым предприятия будут обязаны предоставлять квоты, возьмет на себя служба занятости.
Второе чтение документа намечено на конец февраля, и если он будет принят, новые правила трудоустройства начнут действовать в Петербурге уже весной.
Кстати, каждый третий россиянин предпенсионного возраста считает, что сможет найти работу в случае увольнения. Это показало всероссийское исследование, проведенное по заказу Торгово-промышленной палаты в январе 2019 года. Сегодня в России около 20 миллионов людей предпенсионного возраста.
Дмитрий Литвинов, предприниматель, Санкт-Петербург:
Понимаю, что таких людей надо трудоустраивать. Но, например, все позиции в нашей строительной фирме уже заняты людьми с нужной мне, руководителю, степенью компетентности. А организация у нас небольшая. Куда я возьму тех, кого буду должен трудоустраивать по закону, если подходящих вакансий нет? Значит, буду вынужден отнестись с исполнению нормы формально: трудоустроить - и пусть он дома сидит, лишь бы тут на стройке никому не мешал. Разве это правильно?
Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
Все квотирования ведут к лишнему расходованию средств, причем средств с двух сторон - и со стороны государства, и со стороны бизнеса. Так что законопроект, если он и получит статус закона, вряд ли заработает в полную силу и с нужной отдачей.
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
Впервые в практике России квотирование было применено в отношении инвалидов в 1990-х годах. Однако видимых результатов эта мера не принесла. Квотирование для инвалидов законодательно существует до сих пор, но и проблема их трудоустройства остается актуальной.
Работодатель каждый раз выбирает для себя наиболее эффективных работников. Также у тех категорий работников, о которых идет речь в законопроекте, много других льгот, предусмотренных Трудовым кодексом. Например, часть "льготников" может уходить в отпуска в удобное для себя время. У предпенсионеров есть право ежегодно брать два дня за счет работодателя на диспансеризацию (у остальных работников - один день раз в три года). У молодежи - право продолжать обучение и ходить в учебные отпуска. Таким образом, принимая их на работу, работодатель в любом случае несет издержки. Осложняет ситуацию и то, что далеко не всегда представители льготных категорий обладают нужной работодателю квалификацией.
Лучшее средство в борьбе с безработицей таких категорий - это специальные государственные программы, связанные с повышением эффективности найма и использованием таких работников. Например, их профессиональное обучение, компенсация затрат работодателя на дополнительное обустройство рабочих мест (в отношение инвалидов это правило действует). Возможно, стоит подумать о компенсации работодателям затрат на дополнительную диспансеризацию льготников или других издержек, связанных с их трудоустройством. А плюс пойдут любые меры, которые упростят работодателям взаимодействие с этой категорией работников.
Хотел обратить внимание. Законопроект предполагает исключения: он освобождает от обязанности резервировать рабочие места для трудоустройства людей, испытывающих трудности в поиске работы, территориальные органы федеральной власти, региональные и муниципальные органы власти Санкт-Петербурга, а также профсоюзы, общественные объединения инвалидов и созданные ими организации.
При этом и в Конституции, и в Трудовом кодексе, и в конвенциях Международной организации труда, которые ратифицировала Россия, четко прописан запрет на дискриминацию. И в рамках этих документов запрет на прием на работу или освобождение от выполнения законодательства в части квотирования рабочих мест для отдельных организаций - это незаконные действия. Таким образом, в случае принятия документа в этом виде он будет противоречить федеральному законодательству. Так что ни для каких организаций не должно быть исключений. Закон должен быть одинаков для всех.
ИсточникРоссийская газета
Фото:pixabay.com