В России подчиненные владеют английским лучше своего начальства

14.11.2014

По знанию английского языка Россия оказалась на 26-м месте (или на 7-м месте с конца) в рейтинге EF Education First. Компания в этом году провела исследование уровня владения английским языком среди 750 000 сотрудников компаний с ежегодным оборотом от $1 млн до $100 млрд и более в 22 отраслях в 32 странах мира, где английский не является официальным языком. Хуже России английским владеют в Бразилии, Чили, Венесуэле, Коста-Рике, Алжире и Саудовской Аравии. В первую пятерку стран с «лучшим корпоративным английским» вошли Дания, Голландия, Швеция, Норвегия и Финляндия. Германия оказалась на 12-м месте, Франция — на 14-м, а Китай — на 18-м. «Сейчас в мире больше китайцев, изучающих английский язык, чем носителей английского языка, и это просто поражает. Китайцы очень хотят изучать английский», — говорит Энди Бэйли, директор по маркетингу EF Corporate Solutions.


У североевропейских стран, таких как Швеция, внутренние рынки незначительны, что стимулирует изучение иностранного языка для участия в глобальной экономике. Английский язык хорошо преподается в школах, являясь обязательным предметом в школьной программе с самого раннего возраста. Английский язык рассматривается в качестве ключевого навыка для соискателей, что мотивирует людей к приложению серьезных усилий для изучения этого языка, поясняют исследователи. В большинстве развивающихся стран, а также во Франции и Италии у работников отмечен низкий уровень владения английским языком. В этих странах английский преподается в школах как факультативный предмет. Качество преподавания зачастую хромает, а в обучении используются устаревшие методы. Английский язык редко выступает в качестве требования для получения трудоустройства.

Судя по результатам тестирования, уровень знания английского у рядовых сотрудников крупнейших российских компаний оказался выше, чем у их начальников — менеджеров среднего и высшего звена. У подчиненных уровень знаний оказался на 50,7 балла (по 100-балльной системе), тогда как у менеджеров среднего звена — 45,8 балла, а у топов — 42,8. Общемировой тренд иной — сотрудники знают английский хуже начальников (53,5 против 55,8 балла), но лучше топов (50,5). «В мире самый высокий уровень английского и у населения, и у сотрудников компаний обычно в возрасте 35-40 лет, на пике карьерного развития», — комментирует показатели Эдуард Балдаков, генеральный директор EF Corporate Solutions. Россия, по его мнению, этим отличается от всех других стран. Самый высокий уровень английского в нашей стране мы наблюдаем у молодых специалистов, выпускников вузов, в возрасте до 25-30 лет. Чуть лучше знают английский руководители среднего звена, самый низкий уровень у топ-менеджмента.

Это связано с тем, что старшее поколение, которое сейчас занимает ключевые позиции в компаниях, получало среднее и высшее образование в то время, когда ценность английского языка не была еще сформулирована. Более молодое поколение — руководители среднего звена в возрасте 25-40 лет — училось уже в новой России, где важность английского для успеха в работе и жизни была ясна. И самое молодое поколение показывает, что тенденция положительная и система образования старается удовлетворить потребность.

По мнению исследователей, уровень знания английского в России улучшается: если средний балл по тестам в 2012 г. составил 46,69 (по 100-балльной системе), то в 2014 г. — 48,59. Впрочем, до среднемирового показателя — 53,7 балла — еще не дотягивает.

«Тут важны два фактора — зрелость экономики страны и число экономически активного населения», — отмечает Балдаков. Он напоминает, что Россия — страна с развивающейся экономикой, которая сейчас интегрируется в глобальное экономическое пространство. Франция, Польша, Тайвань и другие страны с более высоким уровнем английского среди сотрудников имеют долгую историю и опыт международных отношений. На его взгляд, изменить уровень владения языками у населения в маленьких странах значительно легче, чем в больших странах, таких как Россия, Бразилия, Мексика. Это причина, по которой рост в России происходит медленно. Зато когда экономически активное население большой страны научится говорить по-английски, страна получает уникальное конкурентное преимущество. Если на английском в России заговорит 50 млн человек, они создадут гораздо большую добавочную стоимость, чем, скажем, 3 млн человек в Чехии.
Источник: Ведомости
Фото: Fotolia/PhotoXPress