Профессия кассира отмирает

26.11.2014

Ричард Дэвис устроился кассиром в лос-анджелесский банк Security Pacific Bank в день своего 18-летия. Сейчас, спустя почти 40 лет, он возглавляет U.S. Bancorp, одну из крупнейших кредитных организаций США.

«Многие из ведущих банкиров начинали свою карьеру с позиции кассира», — констатирует Дэвис. Однако сегодня мало кто из молодых людей, получающих эту должность, может рассчитывать в дальнейшем добраться до руководящего поста. Для клиентов кассиры долгое время были самыми заметными представителями этих учреждений — они определяли лицо банка. Но со временем необходимость оптимизировать расходы в сочетании с развитием технологий привели к тому, что число таких сотрудников сократилось. «Теперь это вымирающий вид», — говорит Харли Шайкен, исследователь из Университета Калифорнии (Беркли), специализирующийся на экономике труда и изучающий динамику занятости и зарплаты в сфере обслуживания.

Если верить российским банкирам, то у нас дела обстоят более оптимистично. «Только один из десяти кассиров готов всю жизнь работать в одной и той же должности, — делится наблюдениями Елена Петрова, вице-президент по управлению банковскими операциями финансовой группы “Лайф”. — Большинство же сотрудников находят себя в смежных отделах: бухгалтерии, финансовом отделе или во фронт-офисе, где они начинают как операционисты, затем переходят на уровень клиентских менеджеров и уже потом дорастают до руководителей отделов и начальников управлений».

Сама Петрова начинала свою карьеру в 21 год в качестве операциониста в одном небольшом банке в 1992 г. Уже через два года она перешла в КБ «Нефтяной альянс» на позицию начальника операционного отдела, а еще через год — в расчетный центр ОАО «АКБ «Пробизнесбанк», где через три года стала управляющим отделением. В 2004 г. ее назначили на должность вице-президента по операционной работе Пробизнесбанка и группы «Лайф», но уже через год она ушла в «ВТБ 24», где работала под руководством Михаила Задорного. В 2006 г. Петрова снова вернулась в «Лайф».

В запасе у Райффайзенбанка тоже имеется парочка ярких карьерных историй. Так, по словам Владимира Химаныча, управляющего директора управления по работе с персоналом банка, в московской сети отделений один сотрудник — секретарь и другой — стажер-ассистент доросли до позиции кустового директора, отвечающего за 11-12 отделений в столице.

Операционист из ночлежки

Недавно консалтинговая фирма Crowe Horwath опубликовала отчет, согласно которому годовая зарплата опытного американского операциониста, работающего на полную ставку, сократилась за последний год на 2,9% и составила $25 738 (это самый низкий показатель среди 28 должностей банковских служащих, проанализированных авторами отчета). Для сравнения: по данным Бюро трудовой статистики США, средний годовой заработок работника в стране составляет $46 440.

Молодым операционистам бывает трудно сводить концы с концами. В 2009 г. Глориве Кэбан, занимавшая такую должность в банке, который ныне называется Popular Community Bank, лишилась возможности снимать квартиру и в течение недели была вынуждена жить в приюте для бездомных в нью-йоркском Бронксе. Тогда ей был 21 год, а ее зарплата составляла $11 в час при обычной занятости 24 часа в неделю. Кэбан попросила руководство увеличить ей число рабочих часов, но банк на это не пошел.

Представители Popular Com­mu­nity Bank отказались комментировать ситуацию с Кэбан. Операционный директор Popular Community Bank Мануэль Чинеа сообщил только, что этот банк старается по возможности нанимать сотрудников, готовых работать неполный день, поскольку наплыв клиентов бывает очень неравномерным.

Падение и рост

Проблемы операционистов обусловлены трудностями банковского сектора США в целом. Регулирующие нормы ужесточаются, экономический рост оставляет желать лучшего, прибыли падают, и банкам приходится прибегать к крайним мерам. Так, за последние пять лет в США было закрыто более 4800 отделений банков, сообщает Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Общее число банковских кассиров, по оценке Бюро трудовой статистики, с 1999 по 2007 г. увеличилось на 154 820, но с 2007 по 2013 г. оно сократилось на 80 280 (13,2%) до 527 680 — это минимальное значение за последние 11 лет.

JPMorgan Chase, крупнейший банк США по объему активов, в будущем году намерен сократить число служащих в своих отделениях на 20% по сравнению с 2011 г. Кроме того, реорганизация отделений банка предусматривает сокращение площади, занимаемой операционистами, на треть — освободившееся пространство будет занято помещениями, где клиентов консультируют по финансовым вопросам.

«Сейчас наша сеть в Москве и регионах насчитывает около 800 операционистов, — рассказывает Химаныч. — Это примерно на 8% больше, чем в прошлом году. С учетом появления 30 новых отделений, которые мы открыли в 2013-2014 гг., такой рост является весьма сдержанным».

Банкомат вместо человека

В последнее время системы онлайн-услуг и усовершенствованные банкоматы становятся все более популярными, а значит, у банковских отделений потребность в операционистах снижается. Российский рынок труда подтверждает эту тенденцию, и все же у нас ситуация еще не столь критична. За первые 10 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года hh.индекс позиции «кассир-операционист» увеличился с 1,1 до 1,7 (столько резюме приходится на одну открытую вакансию), говорит Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. «Конкуренция среди соискателей за последний год увеличилась, эти специалисты стали менее дефицитными, однако значение hh.индекса 1,7 все равно сравнительно низкое, так как по рынку труда в целом оно составляет 3,4. Иными словами, эту сферу можно считать относительно комфортной для поиска работы», — замечает он.

«Россия все еще страна наличных денег, — соглашается Петрова. — Рост числа банкоматов повлиял на количество транзакций, но в кассе операций меньше не стало. Как правило, сделки на большие суммы проходят через кассу — внесение средств на депозит, получение кредита, инкассация торговой выручки, денежные переводы, валютообменные операции».

Кредитка взамен кассира

«Через наши банковские отделения ежемесячно осуществляется порядка 3 млн операций погашения, из которых более 60% приходится на терминалы и банкоматы с функцией cash-in, — говорит Артем Алешкин, директор департамента розничного бизнеса “Хоум кредита”. — Плюс этого в том, что у сотрудников банковского офиса появляется больше времени для предоставления консультаций и продажи продуктов, что, в свою очередь, влияет на переменную часть их дохода».

Алешкин считает, что число сотрудников отделений банков будет также сокращаться из-за увеличения числа пользователей кредитных карт: «Карточный кредит возобновляемый, и у заемщиков нет необходимости каждый раз посещать банк для того, чтобы получить средства».

Использованы материалы WSJ
Источник: Ведомости
Фото:propokupki.ru