Как реагировать на задержку зарплаты

04.12.2014

Когда гендиректору московской сети фитнес-клубов перестали платить зарплату, он, вместо того чтобы выяснять отношения с акционерами, воспользовался своим правом и просто отказался выходить на работу. Таким образом он остался в рамках закона и избежал прямого конфликта — спокойно дожидался его разрешения за пределами офиса. Даже съездил отдохнуть. Два месяца спустя он уволился, но деньги за свой вынужденный простой в объеме полной зарплаты с работодателя взыскал.

Право не работать

Приостановка работы — самый выгодный и необременительный для сотрудника способ реакции на задержку зарплаты, считает Алексей Этманов, председатель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». Хотя существуют и другие методы отстаивать свои заработанные деньги — выйти на забастовку (по закону зарплату за эти дни не платят), написать жалобу в трудовую инспекцию или в профсоюз. Забастовки и жалобы — это всегда открытый конфликт в отличие от приостановки работы. Но 75% работающих россиян — трусливые штрейкбрехеры, которые идут навстречу уговорам работодателей и никак не борются за свои права, убежден профсоюзный лидер.

Отказаться выходить на работу имеет право не только руководитель, но и любой сотрудник, кроме людей некоторых жизненно значимых профессий, вроде персонала «скорой помощи». Если сотруднику любого ранга не выплачивают зарплату более 15 дней, у него есть право не выходить на работу, закрепленное в Трудовом кодексе (ст. 142), объясняет Кира Корума, адвокат и партнер юридической группы «Яковлев и партнеры». Правда, чтобы все было законно, надо предупредить руководителя компании о своем невыходе за день, написав письменное заявление. Иногда достаточно отправить электронное письмо по нужному адресу: такие послания в судах сейчас признаются надлежащими, говорит юрист. В компании с более бюрократическими порядками стоит написать бумажное заявление и зарегистрировать его по всем правилам. Другой выход — уволиться без обычного предупреждения за две недели.

Востребованные сотрудники так нередко и поступают — просто перестают ходить на работу, говорит Корума. Но есть категории работников, которые боятся отстаивать свои права: в регионах, где доминируют градообразующие предприятия, молодые специалисты и люди предпенсионного возраста обычно терпят задержки зарплаты. Особенно неприятная ситуация сложилась в строительной отрасли, переживающей кризис: хронические невыплаты начались здесь полтора года назад.

Жаловаться или нет

56% россиян говорят, что сталкивались с несвоевременной выплатой зарплат, а 35% признаются, что менеджеры пытались договориться с ними потерпеть задержки и не ходить жаловаться в трудовую инспекцию. Эти данные получили исследователи Online Market Intelligence (OMI) в результате опроса, проведенного по заказу «Ведомостей» в ноябре 2014 г.

«Если культура компании очень дружественная и до кризисных времен в людей вкладывали больше, чем требует закон, — тратили деньги на развитие, давали льготные кредиты, оказывали материальную помощь, — то в сложное время руководители могут беседовать с сотрудником уже на понятийном уровне и объяснить, с чем связана задержка и когда будут выполнены обязательства, — замечает Мария Грилье, управляющий партнер Wooster Hound. — И если сотрудник испытывает личное отношение к компании, он с пониманием примет эту ситуацию, так как чувствует себя ее частью».

Такие переговоры лучше работают в компаниях небольших и средних, считает Грилье: «В крупном бизнесе включается бюрократический механизм, и сотрудники реже отождествляют себя с компанией и не готовы делить с ней риски». Так что в случае задержек — если ситуация и правда критическая, а не просто способ решить свои проблемы за счет работников — в объяснение с сотрудниками должен быть вовлечен авторитет первого лица компании. Он лично обязан объяснить, почему не платят и когда начнут платить. И ответственность за исполнение обещаний должен нести он, а не линейный менеджер.

Кредит за счет подчиненных

Только за 10 месяцев 2014 г. 436 000 сотрудников российских компаний работодатели погасили долги по зарплате на сумму 9,574 млрд руб., по данным Роструда. Причина невыплаты зарплат, как правило, недостаток средств у компаний. Но зачастую, не платя зарплату людям, работодатель продолжает платить за сырье, коммунальные услуги, аренду, т. е., по сути, кредитуется за счет работников, убежден Егор Иванов, начальник управления по федеральному надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда.

В одной российской компании 500 сотрудникам более трех месяцев не платили зарплату, рассказала Наталья Уланова, ведущий юрист Института профессионального кадровика. Задержка аванса не вызвала большого недовольства: все надеялись, что деньги выплатят сразу за месяц. Но когда этого не произошло, работники пошли к администрации. Работодателю удалось урегулировать острый вопрос: объяснили причину задержки нехваткой средств и попросили потерпеть до конкретной даты. Но, несмотря на финансовые трудности, компания потратила часть денег на проведение внешнего аудита. Работников не интересовало, что так захотели учредители: в условиях существенной — более двух месяцев — задержки зарплаты они восприняли такое перераспределение средств как знак к радикальным действиям. И обратились в прокуратуру и трудовую инспекцию.

Работодатели всегда используют одни и те же аргументы -«мы одна семья, одна команда, сейчас трудные времена, потерпите», говорит Этманов. Но что стоит за этими словами? У каждого сотрудника есть право бороться за свои честно заработанные деньги — особенно в трудные времена.
Источник: Ведомости
Фото: finance.tut.by