Как выбрать профессию выпускнику школы?

05.12.2014

 

3 декабря бердские 11-классники написали сочинение по русскому языку, которое с подачи президента России Владимира Путина вернули как необходимый элемент экзамена. Но уже в ближайшее время выпускникам необходимо определиться и с профильными предметами, результаты которых они приносят в вуз. До 1 марта 2015 года будущий абитуриент уже должен точно знать, куда он хочет поступать.

У многих родителей, получивших образование еще в СССР, сегодня возникает вопрос о новой структуре российского образования, которое уже давно переходит на западные рельсы. Профессиональное образование за рубежом занимает гораздо больше времени, чем в нашей стране.

После школы выпускники идут в колледж, где они продолжают свое обучение и определяются со специализацией. У них есть несколько лет на то, чтобы сделать окончательный выбор, подобрать университет, в котором они бы хотели получить образование.

В России же к 17 годам школьник уже точно должен понимать, кем именно он видит себя в будущем. Отсюда и возникают нередкие проблемы студентов, когда они разочаровываются в своем выборе, меняют факультеты, вузы, или вовсе бросают учебу.

В выпускных классах работу по профориентации проводит, как правило, школьный психолог, если таковой имеется в штате. Но насколько он эффективен, ответ не ясен. По мнению Анны Бердниковой, члена психотерапевтической лиги, кандидата филологических наук, главную сложность для выпускников составляет то, что они просто не знают многих профессий.

Например, если выпускник будет проходить тест для определения своего профессионального типа, например, при помощи опросника Голланда, и программа предложит ему выбор между агрономом и архивариусом, то школьник растеряется и не сможет ничего ответить, потому что не знаком с такими профессиями.
Существует распространенное заблуждение , - поясняет Анна Бердникова, - это предвзятое отношение к рабочим профессиям. Многие почему-то думают, что рынок труда нуждается исключительно в белых воротничках. А это далеко не так.

Часто складывается и такая ситуация, что выпускники просто не знают куда идти. Они получают высшее образование только потому, что мама сказала: «Так надо». А потом кладут диплом маме на стол и занимаются тем, чем хотят, если наконец смогут определиться.

- К профилированным классам я отношусь положительно. Профилирование в 10-м классе хорошо и полезно, потому что помогает будущему абитуриенту максимально подготовиться к поступлению в выбранный им вуз. Раннее профилирование, на мой взгляд, несет, скорее, вред, чем пользу. А вот профориентацией заниматься имеет смысл в любое время и с учащимися любого возраста: рассказывать о профессиях, водить на экскурсии на предприятия, устраивать встречи с мастерами своего дела из разных отраслей промышленности, науки, образования и сферы обслуживания.

Чтобы помочь бердским школьникам определиться с будущей профессией, центр занятости населения при поддержке управления образования и отдела по делам молодежи ведет работу по профориентации выпускников.
Осенью в ДК «Родина» прошла ярмарка вакансий учебных мест для учащихся 9-11 классов, где учащимся помогли сориентироваться в выборе будущей профессии. Школьники познакомились с возможными вариантами дальнейшего обучения. В ярмарке приняли участие бердские средние специальные учебные заведения, а также Новосибирские техникумы и вузы.

Они провели презентации своих учреждений и представили перечень профессий, которые представлены в их учебных заведениях. Такие ярмарки учебных мест проводятся в Бердске регулярно и они, по мнению специалистов, могут натолкнуть сомневающегося выпускника сделать правильный профессиональный выбор.
Автор: Анна Терехова

Фото: Курьер.Среда.Бердск