Задача лидера - думать лучше конкурентов, в большом и малом, чтобы выработать уникальную точку зрения о будущем и оказаться там быстрее, чем остальные.
Почти четверть века назад на встрече в Финиксе, штат Аризона, Джон Уильям Гарднер произнес речь, которая, возможно, стала одной из самых влиятельных «негромких» речей в истории американского бизнеса. Это текст, который копировали, передавали друг другу, в нем подчеркивали и на него ссылались топ-менеджеры самых важных компаний и организаций во всем мире. И в то же время возникает вопрос, многие ли из этих лидеров (бизнесмены и политики) полностью усвоили ту мудрость, которой он в тот день поделился со слушателями.
Гарднер, умерший в 2002 году в возрасте 89 лет, был легендарным интеллектуалом и гражданским реформатором: знаменитый стэнфордский профессор, архитектор «Великого общества» при президенте Линдоне Джонсоне, основатель общественных организаций Common Cause и Independent Sector. Его речь была произнесена на собрании McKinsey & Co., консалтинговой фирмы, чьи советы определили облик и судьбы самых многих богатых и влиятельных компаний мира. Но его главной мыслью в тот день были отнюдь не деньги и могущество. Он сосредоточился на том, что он называл «персональным обновлением», то есть на безотлагательной потребности для тех лидеров, которые хотят оставаться влиятельными и эффективными, посвятить себя обучению и росту. Этот призыв к познанию нового был для Гарднера столь серьезным, и ему было настолько важно донести эту мысль до публики, что он даже написал всю речь заранее, потому что хотел, чтобы «каждое слово попало в цель».
Каково же было его послание? «Мы должны посмотреть правде в глаза: большинство мужчин и женщин в профессиональном мире застыли в своем развитии и не отдают себе в этом отчета, они скучают, но не хотят себе в этом признаться, — сказал он. — Скука — вот секретная болезнь крупных организаций. На днях кто-то спросил меня: “Как мне может быть так скучно, когда я так занят?” Я ответил: “Для этого есть множество причин”. Посмотрите вокруг себя. Сколько людей, которых вы хорошо знаете — и при этом они даже младше вас — уже попали в ловушку устоявшихся мнений и закостенелых привычек?»
Итак, какова противоположность скуке, каким должно быть то личное качество, позволяющее людям продолжать учиться, расти и меняться, вырываясь из замкнутого круга своих мнений и привычек? «Только не амбиции, это слишком узко, — сказал Гарднер и без того амбициозным профессионалам из McKinsey. — В конце концов амбиции тоже испаряются рано или поздно, и, скорее всего, так и должно быть. Но вы можете сохранять вкус к жизни до последнего вдоха». Затем он предложил простую максиму, которой он советовал руководствоваться собравшимся вокруг лидерам. «Интересуйтесь! — призвал он их. — Каждый хочет быть интересным, но истинное обновление приходит к нам, когда мы сами чем-то живо интересуемся... Есть такое выражение: “По-настоящему стоящее узнаешь лишь после того, как уже, казалось бы, знаешь все”».
В наше головокружительное время еще более, чем тогда, когда Джон Гарднер дал свой бессмертный совет, задача лидеров не в том, чтобы перегнать, пересилить или перехитрить конкурентов. Она в том, чтобы думать лучше них, в большом и малом, чтобы выработать уникальную точку зрения о будущем и оказаться там быстрее, чем остальные. Выдающиеся руководители, которых я знаю лично, — не просто самые смелые мыслители, они еще и самые ненасытные вечные студенты (разумеется, в хорошем смысле).
Рой Спенс, возможно, самый заинтересованный (и интересный) топ-менеджер в рекламной отрасли, которого я знаю, недавно опубликовал книгу под названием «The 10 Essential Hugs of Life», его смешной и трогательный улов на пути к успеху. Среди его мудрых и почти народных советов («Обнимите свои неудачи», «Обнимите свои страхи», «Обнимите самого себя») звучит призыв «Обнимите свои дебюты». То есть ищите новые источники вдохновения, посетите лабораторию, в работе которой вы ничего не понимаете, поучаствуйте в конференции, на которой вам не нужно присутствовать. «В детстве, — говорит он, — каждый день полон того, что происходит в первый раз, полон нового опыта. С возрастом первых разов становится все меньше и меньше. Если вы хотите оставаться молодым, вам следует работать над тем, чтобы продолжать пробовать что-нибудь новое».
В качестве одного из вдохновивших его авторов Спенс цитирует гуру менеджмента Джима Коллинза, который, будучи молодым профессором Стэнфорда, попросил совета у своего ученого коллеги Джона Гарднера. Чему же Спенс научился от Коллинза?
«Вы настолько молоды, насколько “молоды” те новые вещи, которые вы делаете, — пишет он, — насколько много первых разов в ваших днях и неделях». Спросите любого учителя, и он вам подтвердит: мы больше всего узнаем, когда встречаемся с людьми, которые наименее похожи на нас. Тогда задайте себе вопрос: не проводите ли вы большую часть времени с людьми, которые как две капли воды похожи на вас? Коллеги из той же компании, партнеры из той же отрасли, друзья из той же профессии и даже того же района или округа, где вы живете?
Чтобы заставлять себя развиваться и бросать вызов общим местам, нужна настоящая преданность идее роста, особенно когда вы уже достигли влиятельного и ответственного положения в обществе.
Вот почему два самых важных вопроса, стоящих перед лидерами, так просты и в то же время очень глубоки: учитесь ли вы, как организация и как частное лицо, в том же темпе, в котором меняется мир? Настолько ли вы стремитесь поддерживать в себе интерес, насколько вам хочется быть интересным? Помните, по-настоящему стоящее узнаешь лишь после того, как уже, казалось бы, знаешь все.
Источник: http://hbr-russia.ru
Автор: Билл Тейлор
Фото: http://hbr-russia.ru