Ослабление рубля ударило по доходам фрилансеров, живущих за рубежом

31.12.2014

Поехать без обратного билета в Таиланд Арсений Камышев решил спонтанно. «Моя работа с соцсетями и рекламой в интернете формально не зависела от присутствия в офисе. Поэтому однажды я сообщил жене о своем решении, показал фото и многочисленные блоги про тайский быт. Она подумала и поддержала», — вспоминает Камышев. Дальнейшее было делом техники: билеты, примерный план действий, привлечение заказчиков на удаленную работу и вылет.

Наладить поток клиентов и денег Камышеву удалось быстро. Хотя пришлось оперативно учиться работать удаленно, из дома, где рядом бегают две дочки. Так прошло больше трех лет. И вдруг этот кризис с обвалом рубля.

За кратчайшее время сотня тысяч рублей перестала быть сотней тысяч батов, рассказывает Камышев: «Если прежде я мог позволить себе практически всё, то теперь должен учиться экономить, оптимизировать расходы и гадать, что будет дальше, если ситуация продолжит усугубляться».

Билет в один конец

По данным Aviasales.ru, компании по поиску и бронированию авиабилетов по всему миру, в последние недели в 2 раза выросло количество билетов, купленных россиянами в один конец, из стран Юго-Восточной Азии в Россию. Летят в основном из Бангкока, Хошимина и Денпасара, с Пхукета и Гоа.

Столь значительное увеличение продаж билетов в один конец свидетельствует о тенденции к возвращению домой россиян, прежде работавших в этих странах, полагает Янис Дзенис, специалист Aviasales.ru. Он слышал, что в экспатских сообществах Таиланда, Бали и Вьетнама уже несколько недель ходят шутки про то, как «сдать квартиру на Пхукете и отправиться на дауншифтинг в Москву». «На Пхукете даже появилась дама, которая собирает вещи отъезжающих на перепродажу», — рассказывает он.

По словам Дзениса, падение курса рубля коснулось прежде всего людей с небольшим фиксированным доходом в рублях. Многие получали деньги от сдаваемых в России квартир. «Если раньше, например, сдача в аренду однокомнатной квартиры в Москве могла приносить 35 000 батов, то теперь всего 17 000», — объясняет Дзенис.

Некоторые возвращаются

Руслан Набиев, главный редактор музыкального интернет-журнала Apelzin.ru, который прожил в Таиланде почти три года, рассказывает: «С новым курсом первое, что я сделал, — урезал всевозможные расходы. Если раньше мог позволить себе обедать в ресторанах и ходить несколько раз в неделю на хороший массаж, то сейчас питаюсь крайне просто. Собираюсь сменить жилье на более дешевое».

Набиев всерьез подумывает о возвращении в Россию, потому что весь его заработок — в рублях. Но он дал себе два-три месяца на раздумье. «Хочу посмотреть, получится ли выжить. Уже придумал план Б. Если вернусь на родину, то буду получать второе высшее образование. Кризис — самое лучшее время вкладывать в себя и в свои знания», — говорит он.

А Денис Глазырин, директор агентства недвижимости RealEast Properties в Паттайе, и вовсе из Таиланда уехал, живет теперь в Москве. В Таиланд он попал впервые в 2008 г. на зимовку, когда ему надоела его работа специалистом по связям с общественностью в Москве. Потом вернулся ненадолго на родину и снова уехал в Таиланд фрилансером: писал статьи в российские издания, выполнял разные другие мелкие заказы. Четыре года назад создал в Паттайе агентство недвижимости и начал продавать дома и квартиры россиянам. «В прошлом году Таиланд посетило 2,5 млн российских туристов, а в этом году туристический поток пошел на спад. У людей нет денег ни на путешествия, ни на покупку собственности», — рассказывает Глазырин.

Глазырин владеет еще и интернет-магазином по продаже рюкзаков, сшитых вручную из старых рубашек. Раньше рюкзаки шили для него швеи в Паттайе, что обходилось довольно дешево. Сейчас, после падения курса рубля, рюкзаки выгоднее шить в России, и это стало еще одной весомой причиной для возвращения. «Мы уже наняли здесь швей и налаживаем производство», — говорит он.

Другие остаются

У россиян, которые постоянно или хотя бы какую-то часть года живут и работают за рубежом, уже сложился определенный стиль жизни. И далеко не каждый решится его поменять, полагает Михаил Рыбаков, бизнес-консультант и основатель консалтинговой команды «Михаил Рыбаков и партнеры». «Моя семья живет в Дахабе полтора-два месяца в году. Я тоже туда прилетаю, провожу там мероприятия с клиентами, летаю оттуда в командировки в Москву и на Украину, езжу путешествовать по другим странам», — рассказывает он.

Такой стиль жизни дает ощущение свободы. Человек не привязан к одному месту, не должен проводить жизнь в унылых стенах одного и того же офиса, считает Рыбаков, который пишет сейчас об этом книгу. Кроме того, добавляет он, в дешевых странах людям не требуется много денег на жизнь: квартиру можно снять долларов за триста в месяц, машина не нужна, 10 минут на такси стоят меньше доллара, фрукты дешевые.

На общий уровень жизни курс рубля не повлияет, убежден копирайтер Марат Абдрахманов, который постоянно путешествует с семьей между Испанией и Доминиканой. «Качество нашей жизни, например, в Доминикане определяет круглосуточный океан и круглогодичное солнце», — рассказывает он. А в Испании ему нравится, потому что там люди вежливые, море теплое, экология хорошая, жизнь безопасная. «Кто подсел на эту иглу, будет возвращаться туда при любом курсе рубля», — убежден копирайтер.

Этим людям трудно вернуться на родину еще и потому, что после долгого отсутствия им будет нелегко устроиться на работу в России, где конкуренция на рынке труда высока, полагает Антон Мажирин, основатель биржи фриланса fl.ru. Он считает, что возвращаться в Россию стоит только тем, кто жил в Европе, поскольку жизнь там для тех, кто зарабатывает в рублях, сильно подорожала.

Способы выжить

Кризис заставил многих находящихся за рубежом фрилансеров думать о том, как выжить в новых обстоятельствах. Так, после некоторого размышления Арсений Камышев понял: лучше всего чувствует себя тот, кто уже работает на заказчиков, которые платят в евро или долларах. Поэтому надо учить английский. Причем не столько заучивать грамматику, сколько приобретать максимум практики. Полезно также изучить особенности менталитета жителей тех стран, с которыми хочешь работать. Возможно, надо получить какие-то официальные сертификаты, которые подтверждают твои знания, или научиться себя ярко презентовать. И еще важно сохранять голову холодной, не паниковать и быстро адаптироваться к ситуации.

Доллар, конечно, упал, но проектов сейчас стало больше, а значит, и возможностей подработать тоже, говорит Мажирин из fl.ru. По прогнозам, продолжает он, в следующем году в российских компаниях пройдет волна увольнений. С одной стороны, это означает, что количество фрилансеров на рынке вырастет, ведь уволенным работникам надо будет зарабатывать себе на жизнь. С другой стороны, опыт 2008 г. показал, что после сокращений работодатели чаще начинают обращаться к фрилансерам, ведь кто-то должен выполнять работу.

Жизнь на родине

Способность к креативному труду потенциально позволяет человеку жить где угодно. Контентный рынок не имеет больше географических границ, считает Владимир Яковлев, основатель и первый главный редактор издательского дома «Коммерсантъ»: «Но в России сегодня недопустимо и неоправданно плохо относятся к креативному классу и этим практически подталкивают профессионалов к тому, чтобы покинуть страну».

«В Таиланде жизнь организована так, что работаешь меньше, а зарабатываешь столько же. Кроме того, когда долго живешь в тропиках, от нашего климата отвыкаешь, — говорит Денис Глазырин и тут же с улыбкой добавляет: — Вообще-то я чувствую себя сейчас как богатый житель Таиланда. Тайцы платят много денег за то, чтобы поехать в страны, где идет снег. Я шесть лет не видел снега и теперь смотрю на него с умилением».
Источник: Ведомости
Фото: videoforme.ru