Конкуренция между коллегами в кризис обостряется

19.03.2015

На предыдущем месте работы меня постоянно преследовало ощущение, что коллеги не хотят делиться знаниями и не помогают друг другу», – рассказывает Кристина Герасимова, старший тестировщик туристической компании «Туту.ру». Позже коллеги объяснили ей: если ты остаешься единственным обладателем той или иной информации, скорее всего тебя не уволят. Такие правила игры Герасимову не устраивали, и она ушла в «Туту.ру», компанию с более дружелюбным климатом.

Вежливый отказ

Во время массовых сокращений соперничество между сотрудниками обостряется, убеждена психолог Анна Девятка: «Происходит борьба за ресурс – каждый старается сохранить свое рабочее место. А поскольку ресурс ограничен – кого-то точно уволят, эмоциональная атмосфера в офисе накаляется».

Люди вообще более склонны помогать друг другу, если речь идет о личных отношениях, а не об офисных, говорится в американском исследовании. В Стэнфордской школе бизнеса провели несколько экспериментов. В первом участвовало 325 человек. Половину участников попросили представить, что их пригласил на ужин знакомый сослуживец, другую половину – что они ужинают с приятелем, не связанным с работой. В конце ужина приглашенный говорил, что тоже хочет позвать своего товарища на обед. Оказалось, что ответное приглашение люди охотнее принимали от личных знакомых, нежели от сослуживцев. В последнем случае они часто отделывались вежливым отказом.

В повседневной жизни люди гораздо чаще отвечают добром на добро, говорит Джеффри Пфиффер, автор исследования. На работе чувство ответственности перед другими и желание помочь исчезают. Причина и в том, что в кризисные времена компании увольняют даже самых хороших работников. Многие сокращают соцпакеты и льготы, тем самым отказываясь от обязательств перед сотрудниками, которые сами когда-то на себя взяли.

Дерево и «день диабета»

Компании сами прилагают немало усилий, чтобы создать дух конкуренции. И все разговоры о командообразовании на деле оказываются не больше чем болтовней. Мало кто по-настоящему поощряет сотрудников быть отзывчивыми, считает Пфиффер. В результате коллеги помогают друг другу только из рабочих соображений, а не по велению сердца.

Когда градус противостояния становится угрожающим, работодатели придумывают меры для сплочения коллектива, порой довольно странные. Одни устраивают «всемирный день диабета» на офисной кухне, другие приглашают коуча, который рассказывает сотрудникам притчи о взаимовыручке, и вспоминают похожие истории из собственной жизни.

«Чтобы преодолеть разобщенность коллектива, мы посадили дерево», – рассказывает Семен Селиванов из Уральского банка реконструкции и развития. Ухаживают за ним все отделы по очереди. Кроме полива каждая команда старается сделать для дерева что-то особенное. IT-департамент вычислил, сколько света и воды нужно дереву, бухгалтерия разработала памятку по уходу, отдел развития сети заказал специальные амулеты, были даже попытки размножения дерева – чтобы всем досталось, перечисляет Селиванов.

В чужой шкуре

В российском подразделении компании BD поощряют общение сотрудников без телефонов и компьютеров, и это, по мнению руководства, учит их лучше слушать и понимать собеседника.

Кстати, непонимание сложности работы коллег – одна из причин нежелания помогать, убеждена Ирина Садчикова, директор по маркетингу Rockwool Russia: «Людям свойственно превозносить свои результаты и не замечать чужие». С такой ситуацией столкнулись в ее компании, которая производит каменную вату. Коллеги из производственного отдела скептически относились к идеям маркетологов: предложение сделать более яркую и понятную упаковку было встречено равнодушно. Они не хотели помогать маркетологам. «Тогда мы пригласили коллег на строительный рынок, поездили по магазинам, чтобы они увидели, с какими сложностями сталкиваются клиенты, – говорит Садчикова. – Это перевернуло взгляды производственников». Теперь каждый сотрудник может прийти в другой департамент и почувствовать себя на месте коллеги, помогая или наблюдая за его работой.

В компании Synovate Comcon тоже поддерживают инициативу тех, кто на время хочет поменяться работой. «Две девушки – из клиентского и аналитического отделов – на месяц поменялись функциями, – рассказывает Людмила Новиченкова, директор по маркетингу компании. – Сколько открытий было: «Я и не думала, что это такая сложная работа!»

Поддержать рублем

«Помоги коллеге, не дожидаясь крика о помощи!» – такое правило действует в компании LiveTex, рассказывает Ольга Новоселова, руководитель маркетинговых коммуникаций компании. По ее словам, все-таки легче всего кооперироваться с теми, чьи KPI хотя бы косвенно связаны.

Когда бизнесу нужны волки-одиночки, например для агрессивных продаж, прививать им добрые качества даже вредно, считает Екатерина Тихвинская, директор по персоналу компании Uponor: «У нас же, наоборот, требуется слаженная работа сотрудников, и приходится вкладывать силы, время и деньги в налаживание связей между отделами и людьми». И тренингами по тимбилдингу проблему не решить. Нужны более радикальные меры. Например, сотрудники получают дополнительную премию за перевыполнение общего плана по операционной прибыли. В результате у них возникает желание помочь, даже если это не предусмотрено должностной инструкцией.

«В департаменте продаж мы ввели командную мотивацию – зарплата каждого растет при выполнении общего плана», – говорит Владимир Тесленко, директор по управлению персоналом мебельной компании «Мария». Такой подход позволяет продавцам не замыкаться на личных достижениях. По его словам, когда совместный результат серьезно влияет на личный доход, сотрудники начинают мыслить и работать по-другому.

Сыграть на разобщенности

В больших компаниях, где делается ставка на карьерный рост, система поощрения работы в команде выглядит слегка искусственной, убежден Евгений Чесноков, директор HR-агентства Tehnologos: «Для амбициозных циников в такой среде, возможно, будет лучше утопить товарища в надежде на нематериальные или материальные бонусы. Но в небольших коллективах дружелюбная атмосфера играет огромную роль».

Однако корпоративные традиции не гарантируют получения бесплатной помощи всегда и везде, убеждена Новоселова из LiveTex: «Если вы обращаетесь к конкретному человеку с просьбой поработать на выходных, потому что у вас горит дедлайн, выручить могут только хорошие личные отношения. А их нужно выстраивать самостоятельно».

Бывают коллективы, в которых невозможно так открыто делиться знаниями, говорит Девятка: «Тогда можно сыграть на разобщенности – объединить коллектив в две группы и поставить им конкурентные задачи. Конкурируя друг с другом, группы сплотятся внутри себя и станут обмениваться знаниями ради общей цели – выиграть конкуренцию у другой группы». Как только сплочение будет достигнуто, можно переходить к тренингам по коммуникации, рекомендует Девятка.
Источник: Ведомости
Фото: ljob.ru