В новой экономической ситуации нужны новые руководители

22.04.2015

Более двух третей (68%) представителей руководства крупнейших российских компаний уверены, что состав их советов директоров в этом году будет меняться в ответ на меняющиеся условия ведения бизнеса, выяснили специалисты PwC. О том, как меняются требования к новым топ-менеджерам в связи с новыми экономическими реалиями, рассказали «Ведомостям» и эксперты ведущих хедхантинговых компаний.

Международный опыт не нужен

По данным исследования PwC, как и в прошлом году, наиболее востребованными в советах директоров российских компаний остаются отраслевой опыт (по мнению 92% опрошенных), опыт в сфере управления рисками и финансовый опыт (по 81% опрошенных). А вот международный опыт у топ-менеджеров теперь ценится меньше – это требование, судя по опросу, переместилось с четвертого места в конец списка требований. По мнению экспертов PwC, результаты опроса свидетельствуют не о том, что такие знания и опыт теперь меньше ценятся, а скорее о возросшей потребности в директорах с опытом и знаниями в других конкретных сферах. К примеру, спрос на опыт в области технологий за год удвоился – так считает 77% вместо 38% в прошлом году. Возросла заинтересованность в директорах, обладающих знаниями маркетинга, управления персоналом и права: 68, 70 и 62% соответственно вместо 55% по всем категориям годом ранее.

«На первый план выходит стратегическое видение, чувство рынка, маркетинговые таланты», – уверена директор «Кинбаум» в России Анна Антоновски. На ее взгляд, будут востребованы все качества, которые помогают определить стратегию развития компании в период кризиса: сокращать ли расходы и тихо переживать тяжелые времена, переориентироваться ли на новые категории клиентов, развивать ли новые продукты, выходить ли на рынки Средней Азии и дальнего зарубежья? По мнению Антоновски, сегодня скорее востребованы специалисты, разбирающиеся в реалиях российского рынка: «Иностранные компании зачастую не имеют полной картины происходящего в России и ожидают от локального генерального директора не столько исполнения разработанной на высшем уровне стратегии, сколько внесения предложений относительно дальнейшего развития и необходимых инвестиций. Для российских компаний эта тенденция также будет актуальной».

Сегодня для кандидата в совет директоров важен доказанный успех выведения компании (или функции) из кризиса или расширение бизнеса за счет новых направлений в текущих макроэкономических и политических условиях, комментирует Антон Стороженко, партнер хедхантингового агентства Spencer Stuart Moscow.

Требуется опыт изменений

«Востребован успешный опыт проведения больших организационных изменений», – говорит Алла Гридасова, старший партнер консалтинговой компании RosExpert. По ее мнению, в цене не столько «кризисные хирурги», сколько успешные реформаторы, способные простроить горизонт развития и роста в условиях неопределенности. Помимо профессиональной компетентности и подтвержденного успешного опыта акционеры, советы директоров и генеральные директора хотят видеть гарантии того, что на выбранного кандидата можно будет положиться, уверена она. Сможет ли новый человек адаптироваться к нестабильности и изменениям? Справится ли с трудностями и обеспечит результат? Сможет ли мобилизовать внутренние ресурсы команды?

Самые ценные навыки

Описания требований к новым руководителям часто напоминают характеристики супергероев и супершпионов легендарных саг и комиксов:
Умение действовать в условиях неопределенности
Способность принимать верные решения в срок
Умение добиваться результатов несмотря на сложности и вести за собой других
Способность действовать на опережение
Гибкость и вариативность, находчивость и изобретательность
Эмоциональная зрелость, стойкость и самообладание

Глубокое понимание бизнеса и индустрии

«Для себя мы дали название такому набору компетенций и качеств – Recession Agility, по аналогии с основной составляющей лидерского потенциала, обеспечивающей его успешность в новых и нестандартных ситуациях, – Learning Agility – способность к обучению на опыте», – говорит Гридасова. Она поясняет, что эта составляющая включает сообразительность, коммуникативную гибкость, открытость к переменам, способность добиваться результата и самосознание.

«Обратите внимание – успешный реформатор должен уметь выстраивать коммуникации на всех уровнях организации, уметь договариваться с людьми, уметь их вдохновлять, – комментирует Сергей Кордашенко, управляющий партнер и руководитель консалтингового направления RosExpert. – Посмотрите, что делают руководители, имеющие в бизнес-сообществе репутацию успешных антикризисных управляющих: продолжают развивать своих ключевых и талантливых сотрудников, в то время как кредиторы компании ожидают сокращения затрат на персонал, лично ведут блоги в социальных сетях, открытые для участия и комментариев всем сотрудникам компании, лично участвуют в корпоративных инициативах, ориентированных на сотрудников компании. Их вовлеченность в «человеческую» сторону бизнеса окупается сторицей».

Связи приветствуются

Сейчас высоким спросом будут пользоваться генеральные и коммерческие директора, имеющие связи и опыт работы с государственными структурами, с крупными компаниями с государственным участием, с ВПК, уверена Антоновски из «Кинбаум». Также, по мнению экспертов ее компании, будут востребованы топ-менеджеры в области развития и разработок технологических решений (руководители R&D), которые могут способствовать продажам высокотехнологичных продуктов, отслеживать тренды и разрабатывать новые решения для различных категорий клиентов и рынков.

Стороженко из Spencer Stuart и его коллеги по компании наблюдают возросшие потребности в финансовых директорах: «В силу существенного влияния валютных рисков, необходимости повышения точности прогнозов и бюджетов, более глубокого вовлечения финансовых департаментов в разработку программ снижения затрат и более гибких ценовых предложений, а также в связи с подорожавшим доступом к рынкам внешних заимствований», – заключает он.
Источник: Ведомости
Фото: www.citywoman.info