Конфликты с начальством как способ продвинуться по службе

12.08.2015

Опрос Superjob показал, что чаще всего россияне вступают в конфликт с начальством из-за зарплат, слишком большого объема обязанностей или разного видения производственных процессов. В большинстве случаев ссора заканчивается плачевно: Superjob опросил 5000 сотрудников из 573 населенных пунктов России и выяснил, что 50% тех, кто вступал в конфликт, были уволены. Обвиняя руководство в начале ссоры, подчиненные жаловались на несоблюдение трудового законодательства, чрезмерную строгость («Руководство всегда хочет видеть сотрудника за работой и не понимает, когда сотрудник хочет отдохнуть 10–15 минут» – пояснения одного из респондентов) и подсиживание: мол, нужно освободить место для родственников и знакомых.

Начальник начинает и выигрывает

По данным опроса, 17% сотрудников считали, что рабочий конфликт произошел по вине начальства, и только 4% признались, что сами инициировали стычку. Начальники тоже чаще называли зачинщиками конфликта именно себя, а не подчиненных (14 и 11% соответственно). По словам руководителей, причиной для ссоры чаще всего становятся нежелание работать и недостаточное качество результатов труда. Директора конфликтовали с сотрудниками, потому что те не соблюдали трудовую дисциплину и корпоративную культуру. Подчиненные же, по мнению руководителей, чаще всего провоцируют конфликт из-за нежелания работать: «Сотрудник отказался выходить на работу в праздничные дни...» Нередко поводом для ссоры становятся недовольство уровнем зарплаты, необоснованные карьерные амбиции работников. Молодые руководители жалуются на трудности в общении с возрастным коллективом подчиненных: «Люди просто не могли терпеть, когда их обучает человек, который им в сыновья годится!»

Конфликт, инициированный руководством, вдвое чаще приводит к увольнению, чем конфликт, начатый подчиненным. 38% респондентов после конфликта покинули работу по собственному желанию, 12% – по воле работодателя. Для 8% ссора закончилась понижением зарплаты, 7% зарплату не выплатили. Замедление карьерного роста ощутили 8% конфликтовавших с руководством сотрудников, 3% понизили в должности. «Против лома нет приема. Если руководство затевает ссору с сотрудником, оно чаще побеждает, поскольку у него больше власти и рычагов воздействия», – соглашается Павел Безручко, генеральный директор компании «Экопси консалтинг».

Конфликтные старшие

По данным исследования, в конфликт чаще вступают сотрудники старше 45 лет с заработком выше 45 000 руб. Ведь люди более старшего возраста и с более высокой зарплатой, как правило, занимают более значимые позиции в компании и у них большее право голоса, чем у людей с маленькой зарплатой, замечает Безручко. Руководство чаще готово выслушивать людей с большими деньгами и знаниями об организации, добавляет он. Есть люди с трудным характером, но крайне профессиональные. Если они не устраивают ужасных скандалов, их терпят, лишь бы только они работали, говорит Борис Щербаков, гендиректор Dell.

Тем не менее опрос Superjob показал: в отдельных ситуациях сотрудникам удавалось победить в споре с начальниками. Так, продавец-консультант из Астрахани призналась, что после ссоры с начальством ей сделали нормальный график работы, которого она добивалась. Технический специалист из Ульяновска рассказал, что его руководителя уволила вышестоящая инстанция, а во Всеволожске руководитель даже извинился за свое поведение и в последующие два года конфликт не повторялся. Более того, опрос показал, что 18% подчиненных сумели избежать последствий конфликта. 4% получили повышение в должности, 3% – прибавку к зарплате, 2% – премии, а 12% – моральное удовлетворение благодаря одобрению всего коллектива.

Иллюзия победы

Однако, замечает Константин Савкин, бизнес-тренер и автор семинаров для собственников и топ-менеджеров, триумф сотрудника часто бывает недолгим. Человека сначала повышают, дают премию, но через три месяца его все равно увольняют. Например, когда начинается кризис, о нем вспоминают как о первоочередном кандидате на вылет. К тому же любая компания стремится сохранить репутацию, а это крайне трудно сделать в условиях внутренних раздоров. Так или иначе в коллективе найдутся люди, которые примут сторону одной из конфликтующих сторон. Начнется раскол. Умный руководитель, конечно, попытается этого не допустить и через три недели найдет способ уволить скандалиста по причине профнепригодности или по сокращению штата. Еще меньше найдется руководителей, которые согласятся оставить сотрудника, который после конфликта будет выглядеть умнее и профессиональнее их самих. Савкин вспоминает историю одного конфликта, когда сотрудник пошел учиться в MBA-школу. Руководитель сначала согласился на обучение сотрудника, а потом, испугавшись соперничества, затеял ссору и спровоцировал сотрудника на увольнение.

Как убежден Савкин, многие топ-менеджеры, например коммерческие директора, вступают в серьезные конфликты с гендиректорами, думают, что очень легко найдут хорошую и высокооплачиваемую работу. А в результате они надолго остаются без работы. Сотрудник так себя ведет, потому что думает, что получает хорошие деньги благодаря своей квалификации, а на самом деле занимаемая им позиция и высокая зарплата – результат удачного стечения обстоятельств, а не высоких профессиональных достижений, говорит Савкин.

Исход один – увольнение. Правда, сотрудник может уйти, громко хлопнув дверью. «Я получила моральное удовлетворение. Я стала примером для других и пугалом для бывших работодателей. Оставшиеся работать в компании напоминают начальству обо мне частенько», – написала в своих комментариях к опросу контролер ОТК 4-го разряда из Ульяновска.

Прикладная конфликтология

Безручко предлагает несколько правил, которые помогают выиграть в конфликте: надо конфликтовать с проблемой, а не с конкретным человеком, рассматривать и предлагать разные варианты решения, а также опираться на объективные факты, а не на эмоции. И если, например, сотрудник приходит к руководителю, он должен упирать на то, что не согласен с решением руководства, а не жаловаться на несправедливость. Если руководитель получает от сотрудника требование о повышении зарплаты на 10% без всяких оснований, то он воспримет это требование как ультиматум. Нужно пояснять причину просьбы – например, что человек взял ипотеку, но не может платить ее, хотя работать в компании ему очень нравится. Требование прибавки к жалованью нужно подавать не как ультиматум, а как просьбу о помощи. Главное – чтобы руководитель не чувствовал себя загнанным в угол. И свое требование о прибавке к зарплате лучше аргументировать теми нормами, которые приняты в компании для тех или иных должностей. Мол, мои обязанности шире, чем прописано в инструкциях, и зарплата им не соответствует.

«Если мы начинаем конфликтовать с людьми, у которых больше власти, то мы попадем в 50% тех, кого увольняют. Чем острее проблема, тем ты должен быть мягче и тактичнее по отношению к тому, с кем ты ведешь диалог. На этом правиле ломается большинство сотрудников. Они не отделяют свое возмущение или неприязнь к руководителю от сути проблемы», – говорит Безручко.

Проблема в том, что сотрудники-то как раз и не умеют разрешать конфликты правильно, а работодатели склонны решать проблемы чисто силовым путем – уволив спорщика или вынудив его написать заявление об уходе. «Конфликт редко бывает спонтанным. Чаще он является финальной точкой в разрешении накопившихся в течение долгого времени противоречий между сотрудником и руководителем. Но очень мало компаний, в которых выстроена система, позволяющая оценивать удовлетворенность работников и снижать риски конфронтации до минимума. На бытовом уровне работает простое правило: начальнику и подчиненному следует регулярно анализировать и обсуждать друг с другом существующие разногласия», – комментирует итоги исследования Юлия Чашина, директор по персоналу Superjob.
Источник: Ведомости
Фото: cvetgranata.ru