В России вернут сборы за право торговли, на такси и туризм. Это позволит пополнить бюджеты регионов, считает премьер

20.09.2014

Принято решение разрешить регионам ввести ряд специальных сборов, рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев на пленарном заседании Сочинского форума. В частности, это сборы за право торговли, за услуги общественного питания, такси и туризма, перечислил он.

Сборы дадут дополнительную прибавку в бюджеты регионов, уверен премьер. Он также напомнил, что правительство отказалось от идеи ввести налог с продаж: именно с помощью этого налога власти хотели поддержать бюджеты регионов. По оптимистичным оценкам Минфина, он мог бы принести около 200 млрд руб. в год. Налог помог бы регионам, особенно крупным, но привел бы к проигрышу населения, объяснил Медведев причину отказа от идеи.

У многих регионов большие проблемы с бюджетами: они раздувают социальные расходы, исполняя указы президента о повышении средней зарплаты бюджетников до средней по региону. Было понимание, что надо дать регионам способ самим зарабатывать, собственную доходную базу, — так появилась идея о налоге с продаж, объяснил федеральный чиновник. Теперь ее сменила идея пошлин, добавляет он.

Сборы предлагается ввести во всех отраслях, перечисленных премьером, говорит представитель Минфина. Предполагается, что ставки сборов будут установлены в рублях в зависимости от натуральных показателей, характеризующих доходность того или иного вида деятельности, объясняет он.

«Основная идея в том, чтобы это были именно сборы, а не налоги, т. е. с очень простым и понятным механизмом администрирования: если не уплатил, то нет права на осуществление деятельности», — объясняет директор налогового департамента Минфина Илья Трунин.

Контроль за уплатой сборов действует так, объясняет Трунин: если инспектор ГАИ остановил такси, а водитель не может показать действующий документ об уплате сбора (например, 50 руб. с машины в день), то он может снять номера. А у сотрудника органа контроля за потребительским рынком, например, должны быть полномочия приостановить работу магазина, который работает без уплаты сбора, добавляет Трунин: «Словом, по аналогии со сборами за водные или биоресурсы».

Именно трудность администрирования — истинная причина, почему правительство отказалось от налога с продаж: в реальности налог сумели бы собрать только крупные города — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это значит, что общие поступления не превысили бы 30 млрд руб., признавали чиновники. А доходы от сборов для той же Москвы (с учетом всех погрешностей, дифференциации ставок, возможного ухода в тень и постепенности введения пошлин) могут составить от 20 млрд до 30 млрд руб. в первые годы, в дальнейшем — до 40-45 млрд руб. (см. врез), приводит данные представитель Минфина. Для сравнения: это примерно та сумма, которую Минфин согласился выделить Москве на финансирование инфраструктуры — 32 млрд руб., 45 млрд руб. и 45 млрд руб. на 2015-2017 гг. соответственно; именно для таких расходов Москва и лоббировала введение налога с продаж.

Опыт введения таких сборов был у регионов в середине 1990-х гг.: в результате появилось множество мелких сборов, в частности курортный сбор, сбор за право торговли, за парковку, на благоустройство и другие, напоминает аналитик S&P Карен Вартапетов. Больших доходов они не приносили и часто являлись «раздражающим» фактором для предпринимателей, отмечает Вартапетов, в итоге в 1999-2000 гг. большая часть этих налогов была отменена и заменена налогом с продаж.

С одной стороны, появление таких сборов увеличит финансовую гибкость регионов — сейчас у них почти нет источников, по которым они могут менять ставку и базу, признает Вартапетов. С другой — доходы от таких сборов не будут значительными, не согласен Вартапетов с оценками Минфина: проблемы слабых регионов, возникшие из-за указов, они точно не смогут решить.

Источник: Ведомости
Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости