Работники и работодатели поменялись местами в кризис 2015 года

05.10.2015

На сайте РаботаНСО.ру продолжается цикл бесед об экономике с руководителем учебного центра НОУ «Логос» Альбиной Цеван. Являясь дипломированным специалистом по макроэкономике Международной школы МВА с более чем 20-летним стажем работы в бизнес-консультировании и образовании, Альбина Владиславовна признается, что с интересом из года в год наблюдает, как в России развивается рыночная экономика. Сфера для нашей страны молодая, и нам предстоит преодолеть еще многие спады и подъемы, как это произошло во всех развитых странах.
 
Альбина Владиславовна, как вы оцениваете текущую экономическую ситуацию в России?

- Мы всё так же, потихоньку сползаем вниз, кризис не закончился, и до конца еще долго. К этому я предлагаю относиться спокойно. Давайте повторим пройденное: экономика развивается циклами, экономический цикл — десять лет. Вспоминаем кризисы 1988-1990, 1998 года, 2008 года. Следующий пик кризиса у нас, согласно циклу, ожидается в 2018 году. Экономический цикл полностью аналогичен климатическому циклу. Зиму и лето поменять местами невозможно. Так же невозможно приблизить или отсрочить кризис. Можно лишь его прожить по-разному — как зима может быть или холоднее, или теплее.

Оптимизм в том, что цикл научно прогнозируем, и к очередному кризису возможно подготовиться. Мы сползаем, в 2018 году нас ожидает «дно». Но уже с 2019 года будет подъем. Сегодня не так все плохо, как пытаются преподнести некоторые источники. Задача государства в этот период — помогать тем, кто вылетает из обоймы — например, безработным, или тем, кто хочет начать бизнес. Спад может быть использован частным бизнесом: дешевеет недвижимость, падает стоимость аренды, банкротятся конкуренты - и вы можете привлечь их клиентов. То есть, мы говорим, что не все плохо для всех. Вопрос в том, насколько мы быстро реагируем на происходящее.
 
Что в это время делать?

- Поменять инструменты бизнеса. Что бы мы ни предпринимали сейчас, как бы ни стремились переломить ситуацию, подъем ожидается только в 2019 году. Доллар падает-поднимается, нефть падает-поднимается, санкции вводят-отменяют — это все лишь укусы комара. Россия слишком большая, чтобы кто-то мог ее затоптать. Есть в мире несколько стран, которые могут существовать только за счет внутреннего потребления – это, к примеру, Россия, Канада. США, Китай и Япония.
 
С чем сегодня обращаются к вам на консультацию клиенты?

- Я наблюдаю необычные вещи. Если в прошлый кризис к нам обращалось много работников, то сейчас у нас появился запрос от работодателей. Представляете, они в один голос высказывают претензии к своим работникам. Мол, те стали плохо работать.

С психологической точки зрения это можно объяснить тем, что мы уже осознанно пережили два кризиса — 1998, 2008 гг. Люди интуитивно почувствовали, что все плохое, как бы долго ни длилось, рано или поздно заканчивается. Уже нет большого страха за свое будущее. Сейчас, когда наступает кризис на предприятии они и бизнес не может обеспечить рост заработной платы, предприятия задерживают ее, сокращают штат. Работники эту ситуацию близко к сердцу не принимают, не стараются понять работодателя. Напротив, они начинают «капризничать». Тем более, у нас в России лучший в мире Трудовой кодекс, максимально защищающий работника. Уволить работника очень непросто! Ко мне как к бизнес-консультанту обращаются руководители с претензиями к подчиненным. Они чуть ли не банкротятся из-за поведения работников, которые требуют каких-то бонусов, повышения, не понимая, что происходит в бизнесе. В ответ на предложение руководства затянуть пояса — как минимум, без повышения зарплаты — они устраивают различные «демонстрации».

Речь часто идет о сфере бытовых услуг и торговли. Например, в парикмахерских стали чаще говорить клиентам на ушко: «Здесь такое плохое предприятие, что вы сюда ходите?» Парикмахерский бизнес сильно завязан на требованиях Роспотребнадзора. Клиент, приходя в парикмахерскую, хочет быть уверенным в том, что со здоровьем мастера все в порядке, что используются стерильные инструменты и так далее. Эти организации подвергаются проверкам достаточно часто, и, соответственно, вкладывает немало денег в обеспечение безопасности клиента.

Что делают парикмахеры? Они хотят повышения зарплаты и, не получая это в компании, предлагают клиентам услуги на дому, при этом оговаривая фирму, в которой работают. Итак, мастера собирают базу клиентов и уходят «по домам». И владелец бизнеса, который уже хорошо вложился в него, терпит убытки. А люди, которые повелись на дешевизну услуги, не отдают себе отчет, что его обслуживает человек, никем не контролируемый.

Подобное наблюдается в сфере торговли. Продавцам перестали платить бонусы, в итоге растет воровство. Хозяева вынуждены сами вставать к прилавку. Ловить и наказывать работников очень трудно и затратно — одни судебные издержки чего стоят. Самое интересное, что под ударом оказались те, кто добросовестно трудоустраивал работников, действовал в отношении них по закону, платил налоги и так далее.

Проявляется стремление к «халяве». Люди не боятся потерять работу, так как без пособия центра занятости не останутся. Опять же центры занятости проводят замечательные бесплатные обучающие курсы. В обычное время эти курсы стоят денег. Кризис будет усугубляться. Куда такие «работники» пойдут через год? Да никуда. Но они пока об этом не думают. Скорее всего, через год снова будут кричать, что государство им что-то должно.

Поэтому данный кризис для нас обернулся тем, что мы консультируем предприятия (а в прошлый кризис консультировали работников) — по развитию бизнеса в кризис, трудовому праву, управленческому учету, бухгалтерии и так далее. Мы консультируем работодателей, в частности, и по правильному увольнению сотрудников.

Также у нас созрел еще один своевременный продукт — АУТСОРСИНГ. Предприятиям не нужно содержать собственных работников (бухгалтеров, кадровиков, юристов, секретарей), наша организация выполняет работу удаленно, это значительно сокращает расходы компаний.

Наблюдаю, что многие владельцы бизнесов возвращаются к «рулю», убирая промежуточные должности исполнительных директоров и наемных управляющих.

 Чем чревата нынешняя ситуация с «капризными» работниками для бизнеса, для бизнесменов?

- Как мы знаем - все, что ни делается, то к лучшему. Предприниматели могут развиваться как профессионалы, как личности, они могут закаляться в борьбе с трудностями. Для этого нужно получать необходимую информацию, анализировать ее и действовать на опережение. Именно это они и учатся делать в этот кризис. Пусть даже ценой неимоверных стрессов.

На консультациях около 30% времени мы затрачиваем на снятие стресса у предпринимателя. С одной стороны, экономика действительно ползет вниз, и работать в таких условиях непросто. С другой стороны, коллектив, которому начхать на твои проблемы и он заявляет о своих потребностях тогда, когда их невозможно удовлетворить. Не недовольства одного-двух работников, а сговор целого коллектива!

 Есть ли на рынке труда сокращения?

- Массовых — пока нет. Задержки зарплаты уже пошли. Но в целом экономическая ситуация достаточно щадящая — мы не летим в пропасть, а потихоньку сползаем.
 
Многих волнует курс доллара — что будет с ним, по вашим прогнозам?

- Со временем он становится все меньше значим для нас. Он может дойти, к примеру, до 100, 200, 300 рублей, но это не будет играть большой роли для россиян. Это уже имеет меньшее значение, чем в декабре 2014 года. Мы открепляемся от долларовой зависимости. Курс валют формируется по двум факторам: покупательной способности и психологическому давлению. В нашей стране второй момент играет большую роль. Помните, в Советском Союзе доллар стоил меньше рубля? Это был курс, основанный на реальной покупательной способности. Психологического давления не было, потому что не было официально разрешено обменивать валюту частным лицам. В 90-е годы произошел всплеск интереса к доллару, когда люди разочаровались в своем государстве и начали скупать валюту той страны, которая, по их мнению, развивалась замечательно. Таким образом они хотели сохранить сбережения, обезопасить себя от российских экономических реалий. Это мышление работает до сих пор.

В последние 10-15 лет к покупательной способности, как к фактору, добавились международные сделки, связанные с оборотом валюты. Но сейчас, в связи с санкциями, долларовых сделок меньше, и идет переориентация на внутренний рынок и рынок стран ШОС и БРИКС. Мы отходим от долларовой зависимости. Если сейчас сотрудничество с Китаем активно выйдет на «рубль-юань», то нам еще меньше будет нужен доллар, мы уже будем рассчитываться рублем. Китайцы открывают у нас в стране много проектов, следовательно, для прямых расчетов им нужны рубли, а не доллары.
Источник: Весь Бердск
Фото: Альбины Цеван